Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Новости ЖКХ \ Судебная практика о начислении за коммунальные услуги по фактическим жильцам

Судебная практика о начислении за коммунальные услуги по фактическим жильцам

Судебная практика о начислении за коммунальные услуги по фактическим жильцам

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, при которой граждане пользуются коммунальными услугами, но вот платить за них, не считают нужным. Когда в квартире не установлены индивидуальные приборы учета (далее – ИПУ) начисления за коммунальные услуги осуществляются исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении с применением нормативов потребления коммунальных услуг.

В целях учета потребления коммунальных услуг законодатель предоставил право исполнителю устанавливать количество временно проживающих граждан путем составления соответствующего Акта. При этом, если не установить фактическое количество проживающих граждан объем коммунальных услуг должен рассчитываться исходя из количества собственников жилого помещения. Тем самым, если в квартире числится один собственник, а по факту проживает 5 человек, в отсутствие сведений о фактически проживающих лицах в управляющей организации получается что такие «неучтенные» жильцы обогащаются за чужой счет, позволяя себе потреблять услуги и не платить за них.

Поэтому крайне важно своевременно фиксировать таких «любителей халявы» и начислять им плату за потребленные коммунальные услуги. О том, как это сделать правильно чтобы не получить предписания ГЖИ, можно узнать из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14487 (дело № А56-102775/2018).

Перед тем, как узнать позицию суда, обратимся к нормам Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354).

В силу п. 56 Правил 354 если жилым помещением, не оборудованным ИПУ ГВС, ХВС или электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Пункт 56 (1) Правил 354 позволяет исполнителю при наличии сведений о временно проживающих в жилом помещении потребителях, но не зарегистрированных в нем, составлять акт об установлении количества таких граждан.

Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, председателем ТСЖ или кооператива.

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка. Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.

По результатам проверки ГЖИ Санкт-Петербурга установила, что на основании Акта управляющая организация производит начисление платы за коммунальные услуги в объеме, исчисленном в отсутствие ИПУ, исходя из количества фактически проживающих в квартире граждан. Поскольку указанный Акт собственнику квартиры не вручался и в органы внутренних дел не направлялся, ГЖИ посчитала такой порядок определения платы неправомерным и предписанием обязала управляющую организацию осуществить перерасчет за спорный период.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований управляющей организации о признании недействительным предписания ГЖИ на том основании, что Акт не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги исходя из указанного в нем количества проживающих граждан. Такой вывод суд мотивировал тем, что данный Акт собственнику квартиры не вручался, уполномоченным государственным органам не направлялся, протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.

Однако, суд апелляционной инстанции не согласился с позицией суда первой инстанции и признал предписание ГЖИ недействительным, указав на следующее:

«…акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, признается достаточным основанием для определения платы за холодное и горячее водоснабжение, исходя из фактического количества проживающих в квартире лиц. Причем нормы Правил от 06.05.2011 N 354 не связывают юридическую силу такого акта с исполнением или неисполнением обязанности по направлению копии акта в уполномоченные государственные органы.

Содержание акта от 23.03.2017 соответствует требованиям пункта 56 (1) Правил от 06.05.2011 № 354. Достоверность содержащейся в нем информации не ставится под сомнение Инспекцией. Факт временного проживания в квартире 37 человек не опровергнут в ходе проверочных мероприятий, в связи с чем оспариваемое предписание о пересчете платы за коммунальные услуги нельзя признать адекватным допущенному ООО «Охта-Сервис Плюс» нарушению».

Вместе с тем, окружной суд признал правильным выводы суда первой инстанции:

- акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан;

- правила не содержат положений, которые позволили бы управляющей организации самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.

Указав на то, что апелляция переоценила имеющиеся в деле доказательства относительно содержания правоотношений и решение суда первой инстанции не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что у апелляции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ не усмотрел оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отказал управляющей организации в передаче кассации в СК Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 26.08.2019г. № 307-ЭС19-14487).

Учитывая вышеизложенное, стоит не забывать передавать 1 экземпляр акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении собственнику жилого помещения, а также направлять его в органы ОВД, как мы писали ранее. 

По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru

Теги фактически проживающий жилец жилец акт об установлении количества граждан ФПЖ жильцы коммунальные услуги управление МКД фактические жильцы